Рынок наводнен сезонными товарами и предложениями, спрос на которые скачет вверх-вниз в зависимости от времен года и различных событий. В этой статье я хочу разобраться, что такое «сезонность трафика», определить ее основные виды, главные факторы и то, как использовать сезонность трафика в свою пользу.
Сезонность — повторяющиеся колебания трафика сайта в зависимости от различных внешних факторов. Выявление сезонных факторов сегментов бизнеса позволяет:
- сократить уровень погрешности при анализе динамики трафика;
- объективно оценивать уровень развития сайта;
- прогнозировать уровень трафика сайта во временном диапазоне;
- планировать рекламные кампании в периоды высокого сезона.
Практически каждый сегмент бизнеса отличается «высоким» и «низким» сезоном; «высокий» сезон отличается пиковым значением спроса потребителей и, соответственно, в период «низкого» сезона потребительский интерес к товарам или услугам компании сокращается до минимума.
Факторы, которые оказывают влияние на трафик, можно объединить в несколько основных групп, выделяя определенные виды сезонности. Как правило, точного разграничения влияния тех или иных факторов сезонности на посещаемость сайта сделать нельзя, поскольку они пересекаются, и могут оказывать одновременное влияние.
Виды сезонности трафика
Колебания трафика можно разделить на два основных типа: циклические, которые повторяются с определенной периодичностью в течение года (например, праздники или температурное потепление), и «событийный трафик», который формируется под влиянием ивент-событий или неожиданной новости.
Рассмотрим подробно факторы циклических колебаний трафика.
Сезонность трафика в зависимости от времени года: данный вид сезонности обусловлен климатическими изменениями и потребительскими особенностями. Так, например, количество запросов, связанных с приобретением кондиционеров, в холодное время года сокращается, а пик трафика сайтов припадает на период резкого потепления:
В то же время, в холодный период года возрастает частота запросов, связанных с приобретением зимней одежды и, соответственно, сокращается в летние месяцы. В качестве примера на рисунке указан трафик интернет-магазина зимней одежды:
Краткосрочный стремительный рост трафика формируется под влиянием такого фактора сезонности, как праздники и известные даты. Так, к примеру, запрос «карнавальные костюмы» может привести максимальный трафик на сайт в декабре перед праздником Нового года, а минимальный — в июне.
Как правило, в первой половине января и мая наблюдается общий спад трафика в результате длительных каникул, и такой же краткосрочный стремительный рост после окончания праздников, что обусловлено накопившимися потребностями в приобретении товаров или услуг. На рисунке указан пример сайта строительной тематики:
Лето — время каникул и отдыха, — характеризуется спадом деловой активности рынка. Под влиянием данного фактора можно наблюдать уменьшение посещаемости сайтов в летние месяцы (за исключением сезонных летних товаров и услуг, например, прогулки на теплоходе).
Способы определения сезонности трафика
Для анализа сезонности того или иного запроса можно воспользоваться инструментом WordStat, который позволяет посмотреть динамику частотности запроса в виде графика и таблицы. Для этого выполняем ряд простых действий:
- заходим в свой аккаунт;
- переходим по указанной ссылке;
- в строке поиска задаем ключевое слово или фразу, динамика которого нас интересует;
- под строкой поиска отмечаем галочкой пункт «История запросов»;
- выбираем регион для анализа статистики (например, Украина);
- нажимаем кнопку «Подобрать».
На рисунке показан пример истории запросов словосочетания «прогулки по Днепру»; данный запрос характеризуется явно выраженной сезонностью в зависимости от времени года, пользуясь популярностью с конца весны до октября:
Историю запросов за последние двенадцать месяцев можно также отследить с помощью инструмента Google Ads «Планировщик ключевых слов». Для этого переходим в сервис Google Ads. В разделе «Инструменты и анализ» выбираем пункт «Планировщик ключевых слов» и в блоке «Найти варианты ключевых слов и групп объявлений» указываем запросы, которые нас интересуют. Во вкладке «Варианты ключевых слов» возле каждого ключевого запроса указывается частота, в точном соответствии поиска, и диаграмма с историей запросов за последний календарный год. На рисунке показан пример истории запросов «карнавальные костюмы», который характеризуется явно выраженной событийной сезонностью:
Google Trends
Сервис GoogleTrends позволяет отследить динамику популярности запросов за выбранный период времени и заданному региону. В сервисе легко можно сравнить популярность двух и более запросов, установить самые запрашиваемые ключевые слова в том или ином месяце.
Блок «Похожие запросы» позволяет посмотреть список запросов, которые пользовались популярностью вместе с заданным для анализа ключевым словом (раздел «Топ») и запросы, которые оказались в тренде периода, то есть приобрели популярность по сравнению с прошлым периодом (раздел «В тренде»).
Следует обратить внимание, что числа, приведенные в статистике сервиса, являются относительными и не являются абсолютными показателями количества поисков запроса.
Таким образом, анализ сезонности необходим для планирования действий компании к высокому сезону. Учитывать факторы сезонности также важно при анализе трафика сайта и уровня его развития: возможно, стоит вам подкорректировать свое предложение с учетом сезона, как продажи поползут вверх? Для анализа динамики развития можно отслеживать страницы входов на сайт и группы ключевых слов, по которым был выполнен переход. Сопоставить можно также значение трафика за выбранный период времени с аналогичным периодом прошлого года.
А как вы анализируете сезонность трафик?