⬆️ Победители в номинации Search Innovation
Google Partner

Что мешает платному контенту развиваться в Украине?

Автор:
Оптимизатор
Рецензент: Олег Гаврилюк
Руководитель оптимизаторов
5,00 1 оценка
0 комментариев

Есть несколько проблем, мешающих развитию электронных супермаркетов в Украине. Во-первых, мы не генерируем собственный контент. Во-вторых, не имеем нужной технической базы и знаний. В-третьих:  в законодательстве до сих пор не расписано — кто, кому, и за что должен платить.

Виды цифрового контента

Все, что мы слушаем и смотрим, есть в интернете. Чтобы обмениваться контентом, американцы создали сети р2р. Одна из первых – скандально известный Napster, закрытый в 2000 году. Все современные торренты тоже работают по этой технологии.

Электронный контент делится по весу:

  • легкий – картинки и музыка в формате .mp3, книги (txt, fb2), казуальные игры
  • тяжелый — фильмы, музыка форматов .flac или .losless, игры для PC и консолей, журналы и книги в PDF, видеоклипы

Раньше «тяжелый» контент был доступен только на ПК. Сегодня же телефоны и плееры почти догнали компьютеры. Телефоны с процессорами 600Мгц — 1 Ггц имеют OC, играют HD-клипы, открывают PDF-файлы.

Схема распространения

В 2010 году вышел iPad, а за ним – остальные планшеты. С ними пользователи получили мобильность и большой сенсорный экран. Нетбуки почему-то такого ажиотажа не вызывали.

Выручка крупных западных цифровых магазинов

Очень привлекательные цифры – особенно процентный рост. Android Market лидирует, но Apple по-прежнему занимает приличную долю рынка. «Яблочники» напродавали на 1.3 млрд, средняя сумма покупки – в 17 раз больше, чем у Android.

Наши соотечественники тоже покупают в зарубежных магазинах. У нас просто нет альтернативы. Поэтому нет и таблички с ua-сегментом. Литрес и Аймобилко – российские магазины. Цифровые супермаркеты – выгодный бизнес, но в Украине пока сложно им заниматься.

А почему нет?

Западные лицензиары очень неохотно связываются с СНГ. Мы для них – цифровые пираты. Это такой же стереотип, как шапка-ушанка, водка и медведи в отношении России.

Есть причины. Украина не спешит уважать чужой труд, тем более — платить за него. Можно сослаться на менталитет, но корни надо искать глубже.

Проблема 1. Украина не генерирует собственный контент

Попробуйте вспомнить что-нибудь хорошее made in Ukraine. Назвать «Штольню» (чтобы снять, режиссер продал квартиру) или «Аврору» Оксаны Байрак кассовым фильмом? Язык не поворачивается.

Киевская GSC выпустила «Казаков» и… почти все. Разве что – морально устаревший S.T.A.L.K.E.R.

Мало хороших платных программы для внутреннего рынка. Профессиональные команды вроде GlobalLogic работают на офшорном аутсорсинге (т. е. — пишут по заказу иностранных партнеров).

Известных писателей можно пересчитать на пальцах: Любко Дереш, Юрий Андруховский, фантасты Марина и Сергей Дяченки, Генри Лайон Олди. Последний — на самом деле творческий дуэт из Харькова: Дмитрий Громов и  Олег Ладыженский.

Проблема 2. Недостаточные техническая база и знания

Многие украинцы имеют кредитную карточку (Visa, MasterCard). Но оплачивать ей покупки по интернету умеют далеко не все. Как и работать с электронным кошельком.

Регистрацию в Webmoney еще надо осилить – технически неграмотному пользователю это сложно. В PayPal без счета в банке или рабочей кредитки нельзя зарегистрироваться. Украину эта система начала поддерживать только недавно. Привязать украинскую карту к PayPal для вывода денег тоже нельзя – нужно переводить на Webmoney.

Для мелкого контента (рингтоны) есть микроплатежи по sms. А вот крупные покупки так оплачивать невыгодно – оператор и посредники берут приличную коммиссию. Потом, сложно обналичить мобильный счет с большой суммой – снова невыгодные проценты.

Оплата через банки – долго идет перевод. Плюс цифрового контента – он не заставляет себя ждать. Для больших городов хорошо подходят терминалы вроде iBox, но в маленьких таких не более десятка.

Проблема номер 3. Отсутствие правовой базы

Киевский юрист Игорь Ежненко:

– В сфере электронной коммерции отношения развиваются гораздо быстрее, законам приходится их «догонять». В случае с цифровым контентом неясно, за что конкретно платить – за трафик или за авторкие права. Или платить за каждое отдельно, или включать одно в другое.

Короче говоря, в законодательстве нет четкого определения – кто кому и за что должен платить, не отработана схема. Люди просто берут где-то эксклюзивные вещи, и выкладывают в общее пользование.

Do something to stop this war! Russians are killing our children and civilians!