Итак, вы столкнулись с падением поискового трафика на сайт. Порой причина не лежит на поверхности и нужно приложить усилия, чтобы разобраться. Что же делать, если позиции не просели, сезонность ни при чем, а сайт работает без сбоев?
Ответ, как и во многих других случаях, находится в Google Analytics. На некоторых ресурсах можно найти методики, которые описывают экспорт данных в таблицы и дальнейшую их обработку уже в офисном редакторе. На мой взгляд, это излишне. Google Analytics позволяет анализировать изменения в абсолютных и относительных величинах прямо в своем интерфейсе.
Начнем. Оказавшись в Google Analytics, переходим в раздел «Источники трафика», далее «Источники», далее «Поиск» — и выбрать подраздел «Бесплатный». Там нам будут представлены данные о трафике из органического поиска. По умолчанию мы получим выгрузку данных за последний месяц. Данные будут содержать информацию о поисковых запросах и характеристиках трафика по ним. Нам понадобится также информация о целевых страницах. Для этого нам нужно выбрать «Целевую страницу» в меню «Дополнительный параметр».
Далее нам необходимо определиться c интервалами, которые мы будем использовать при веб-аналитике. Брать интервал меньше недели не имеет смысла — оптимально взять 2–4 недели и сравнить их с предыдущими интервалами. Если период будет меньше, то погрешность не позволит нам получить достоверные данные, а весь наш анализ не будет иметь смысла. Важно выбирать и сравнивать одинаковые периоды. Имеется в виду, что стоит выбрать завершенные 2 календарных недели и сравнить их с предыдущими 2 завершенными неделями. Так мы сможем избавиться от колебаний и будем сравнивать равнозначные периоды.
Выбираем вариант сортировки данных. Лучше использовать абсолютные значения, т. к. относительные не всегда могут дать желаемую информацию. Ведь отношение 1:2 — это может быть как 10 к 20 пользователям, так и 1000 посетителей к 2000.
Итак, выбрав для показа 1000 или 5000 результатов, отсортируем их по увеличению абсолютного изменения количества посетителей и получим вверху списка страницы и ключевые запросы, по которым проседание трафика было наиболее существенным.
По результатам статистики можно делать выводы о причинах, которые привели к падению трафика. Статистика покажет, какие страницы требуют доработки.
Конечно, подобный анализ не всегда необходим, и причина может быть более очевидной, например, проседание позиций сайта. В этом случае проще определить, с какой страницей возникли проблемы. Однако дальнейшие шаги также будут завязаны на анализе изменений и поиске причин проседания.
Кроме того, падение трафика может быть вызванно сезонностью спроса на товар. Определить это довольно легко. Сервис Google Trends позволит отследить динамику колебаний частотности определенных запросов, а по некоторым — и самостоятельно спрогнозировать дальнейшие изменения.
Как видим, в определении причин нет ничего особо сложного. Задача усложняется уже на этапе определения необходимых действий для исправления ситуации.