⬆️ Победители в номинации Search Innovation
Google Partner

Отзыв о книге «Дизайн промышленных товаров» Д. Нормана. Как мы пользуемся привычными вещами, и что при этом происходит у нас в голове

Автор:
Оптимизатор
Рецензент: Олег Гаврилюк
Руководитель оптимизаторов
5,00 1 оценка
1 комментарий

Это книга – их разряда тех, где нормальным и доступным языком раскрывается дизайн не как обозначение узора на новых обоях, а как универсальный психологический принцип, способный сделать жизнь людей гораздо удобнее. «Если у вас не получается пользоваться какой-либо вещью, это не ваша вина», – утверждает Норман. «Это просто плохой дизайн.»

Вот как ее описывает А. Лебедев: «Единственная книга психолога-когнитивиста Нормана, которую нужно читать. Я читал, кажется, все, остальные — говно. Основа для вставления мозгов на место. И про расположение ручек на плитах, и про то, в какую сторону открывается дверь.»

Дональд Норман родился в 1935 году. Был вице-президентом одного из подразделений Apple, отвечающего за разработку дизайна, после помог основать консалтинговую компанию Nielsen Norman. Серьезно изучает когнитивную психологию (познавательные процессы человеческого сознания), является своеобразной иконой для юзабилистов.

Как правильно называется книга?

Первое издание, вышедшее в 1988 году, называлось «Дизайн привычных вещей». При этом автор сперва хотел назвать его «Психология привычных вещей», но вовремя передумал. Он приводит этот пример в книге, рассказывая, как сам чуть не сделал простую ошибку, из-за которой книга не попала бы в руки «правильной» аудитории.

(Изучая книжные разделы в магазинах, Норман выяснил, что книги со словом «психология» мерчендайзеры ставят в раздел психологии. Туда ходят врачи и люди, интересующиеся саморазвитием, но не ходят дизайнеры.)

В 2006 в издательстве Вильямс вышел русский перевод этой книги – «Дизайн привычных вещей», а в 2009 – обновленное издание «Дизайн промышленных товаров». Если какая-нибудь из них попадет вам в руки, берите смело, после прочтения будете смотреть на окружающие вас предметы по другому.

Принципы хорошего дизайна

Не суть важно, что основные идеи книги были заложены почти пятнадцать лет назад. Как объясняет это сам Норман:

Вопрос (автору) : но вы ничего не сказали о компьютерах. Применимы ли к ним ваши рекомендации?

Ответ: я говорил и о компьютерах. Я намеренно не использовал их (как и другие цифровые устройства) в качестве примеров, потому что хотел показать, что принципы, на которых должен основываться дизайн дверных ручек и выключателей, подходят и для компьютеров, цифровых фотоаппаратов, мобильных телефонов, пультов управления самолетами и и атомными электростанциями, и, конечно, наоборот.

Норман называет два фундаментальных принципа дизайна вещей:

1. Наличие ясной концептуальной модели

2. Наглядность (принцип соответствия, принцип обратной связи)

Концептуальная модель – это когда мы понимаем, как работает предмет, и как его можно применить в нестандартной ситуации. Не нужно знать, какие именно процессы происходят внутри телефона, если мы понимаем, что это средство связи.

Велосипед Карелмана, как пример абсурдного или странного дизайна (на обложке — чайник Карелмана).

Наглядность – когда ожидаемый результат соответствует произведенным с предметом действием. К примеру, если потянуть ручку двери, то дверь должна открыться. В книге, в частности, подробно затрагивается вопрос – куда тянуть ручку, в какую сторону будет открываться дверь, и т.д.

Внутренняя и внешняя информация, ограничители

В книге так же интересно рассказывается о способах хранения информации, с помощью которой мы понимаем, что можно сделать с тем или иным предметом. Норман выводит мысль, что большая часть нужной нам информации рассеяна в окружающем мире в виде «зацепок» и напоминаний.

Часто это инстинктивное пользование, наподобие навыков игры в теннис или приготовления блюд. Наши руки сами помнят, как правильно держать ракетку или нож.

Ограничители – это способы направить человека в пользовании чем-то. К примеру, мы не сможем вставить вилку в розетку никаким другим способом, кроме единственно правильного. Норман называет такие виды:

— физические

— смысловые

— культурные

— логические

Человеческий фактор в дизайне

Норман также описывает механизм повседневных задач, выполняемых человеком, и советует делать дизайн, который позволяет ошибаться.

Как психолог-когнитивист он не только приводит реальные примеры использования разных предметов в повседневной жизни, но и объясняет – какие шестеренки крутятся при этом в сознании пользователя (базис, от которого нужно отталкиваться).

Что любопытно – фамилия автора стала своеобразным эпитетом. Обнаружив дверь, которую трудно открыть привычным способом, человек пишет: «я нашел дверь Нормана». Такое впечатление, будто автор придумал эти неудобные двери (тогда как он, наоборот, критикует неудобные концепции). Хороший пример того, что люди часто используют вещи не так, как задумывал разработчик.

Небольшие итоги

Чтобы быстрее пройти все обязательные для дизайнера интерфейсов грабли, прочитайте эту книгу.

Даже если вы не занимаетесь интерфейсами или промдизайном, все равно – сознательные процессы, описанные в ней, могут пригодиться вам в других областях деятельности.

Вдогонку:

1. Интервью с Норманом об интерфейсах.

2. «Дизайн пользовательского интерфейса 2. Искусство мыть слона». Еще одна (бесплатная книга) для разработчиков всевозможных программ и пользовательских интерфейсов.

3. Список А. Лебедева «10 книг, которые меня реально торкнули». Тематика – дизайнерская, и около.

Do something to stop this war! Russians are killing our children and civilians!