Facebook считается выгодной социальной сетью для бизнеса, но изначально он придуман для общения и дружбы. В отличие от нишевой англоязычной сети LinkedIn, которая помогает клиентам и исполнителям, соискателям и работодателям находить друг-друга и общаться на бизнес-темы.
Cегодня аккаунтами в Facebook и Twitter мало кого удивишь. С коммерческой точки зрения Твиттер больше заточен под СМИ и акции (продажа купонов). Facebook, в принципе, заточен под многое, но в нем профессионалы разбавляются общей массой пользователей, которые хотят получить удовольствие от общения, а не читать какие-нибудь выкладки и графики инженера нефтяной компании.
Те, кому это интересно, с большей вероятностью будут зарегистрированы в нишевых социальных сетях, и искать человека или компанию «по делу» будут там же. Проще говоря – хороший торт можно купить в супермаркете, но лучше зайти в кондитерскую.
LinkedIn – старейшая из популярных сегодня социальных сетей. Начала свою работу в мае 2003. Большая часть пользователей – из США, довольно активна Европа (Голландия, Австрия, Бельгия, Польша и другие страны). Приток новых пользователей идет из стран с развивающейся экономикой – в 2010 году из Индии зарегистрировались больше 5 млн человек.
Что касается деления на специализации – больше всего здесь IT-шников (~13 млн) и финансистов (~ 10 млн). Первые с самого начала оккупировали сеть под свои нужды. Разобраться с интерфейсом и хранить резюме не в столе, а на сервере им было проще и привычнее. Меньше всего сотрудников из областей, которые не так тесно связаны с компьютерами – аграриев, к примеру, всего около 200 тыс. человек.
В СНГ пользователей LinkedIn было мало – в основном, те, кто работал с иностранными компаниями и знал языки. Но ниша карьерных сетей пользовалась и пользуется спросом – чему примеры запущенный в 2005 году Мой Круг, Professionali.ru (являющиеся, фактически, репликой LinkedIn – был суд за имитацию оригинального дизайна), yaprofy.ru, продвигаемая сайтом Rabota.ua украинская сеть Profeo, и другие.
С приходом в русскоязычный интернет Facebook интерес к зарубежным сетям оживился. Пользователи увидели, что «их» сети сделаны на порядок лучше. Русскоязычные аналоги часто просто заимствуют идеи, не привнося ничего нового (или даже не в состоянии повторить лучшее из первоисточника). Поэтому сейчас идет отток пользователей от Вконтакте в пользу Facebook. И при поиске резюме или деловых партнеров сегодня все чаще можно увидеть профили компаний и сотрудников на LinkedIn.
Что можно делать в LinkedIn
- Размещать резюме
- Публиковать вакансии
- Обмениваться рекомендациями
- Создавать группы и сообщества по интересам, участвовать в них
- Вести блог (будет отображаться в общей ленте)
- Настроить для профиля автоматический перепост из блоговых движков, Twitter SlideShare (cервис презентаций)
- Получать уведомления, когда ваш знакомый сменит место работы
Последнее – своеобразный мониторинг (а вдруг кто-нибудь окажется вам полезен), и просто удовлетворение человеческого любопытства. Интересно же – кто и где работает. Есть еще платный профиль, с которым становятся доступны такие плюшки:
- Снимается ограничение на обратный просмотр (узнать, кого заинтересовал ваш профиль) и показ анкет всех пользователей
- Прямые почтовые сообщения InMail (можно писать контактам из 2-го и 3-го уровней)
- В поиске доступно больше категорий и автоматическое оповещение
- Можно хранить несколько профилей в папке и делать заметки по любому профилю
Стоит такое удовольствие от 19.95 до 99.95 $ в месяц. Разница в цене – это дополнительные папки, больше места, и т.д. Единственное неудобство – оплатить можно только по кредитной карте (Visa, Master Card). Нет даже PayPal – уже не говоря про WebMoney или Яндекс Деньги.
Что еще можно делать с профилем в LinkedIn
1. Можно давать ссылку на свое резюме и распечатывать его когда угодно. Чтобы вписать свое имя в URL, нужно перейти по по вкладке Profile/Edit Profile/Change Public Profile Settings. Там же находятся настройки видимости поисковыми системами. В результатах поисковой выдачи профиль на LinkedIn будет выше любых других аналогичных сайтов.
Change Public Profile Settings
2. Можно написать в статусе профиля желаемую работу и ждать, пока вас найдет заинтересованный работодатель. Самим же работодателям за возможность поиска сотрудников придется заплатить 99.50 $ или 95.50 $ – за публикацию вакансий.
Статус профиля LinkedIn
3. Можно попросить порекомендовать вас нужному человеку. Система 2-го и 3-го кругов уже знакома нам по Моему Круг – а родом она из LinkedIn. Есть и прямое сообщение, но на бесплатном аккаунте после 5 отказов вас заблокируют.
Познакомится с человеком второго круга (друг вашего друга) можно с помощью опции Get introduced through a connection. После знакомства вам открываются его контакты, которые до этого были третьим кругом, а теперь стали вторым.
Опция “Get introduced through a connection”
4. Можно задавать вопросы и отвечать на них. Хорошие ответы и благодарности поднимают рейтинг и продвигают профиль.
5. Хотите узнать, какие вакансии публикует Google, IBM и другие мастистые компании? Вам сюда. А при наличии хорошего резюме на вас могут выйти HR-ы этих компаний в поисках нового сотрудника.
6. Можно собирать команду для работы над проектами (Rellationships Matter) и многое другое.
Итоги
Для тех, кто хочет сделать карьеру, LinkedIn – практически идеальная сеть с богатым функционалом. Особенно ее оценят англоязычные фрилансеры и люди, которые не спешат менять работу, но всегда открыты для выгодных предложений.
Подавляющее количество таких выгодных предложений – работа за рубежом. Сеть помогает общаться с иностранными специалистами, для обмена опытом или наработки связей (например, при выходе бизнеса на международный уровень).
Вообщем, LinkedIn для нас – это своеобразное «окно в мир». Для жизни в родной украинской профессиональной песочнице хватает и Facebook.